ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО
В принципе низкое октановое число можно вычислить на слух. Основные признаки: неустойчивая работа двигателя, потеря мощности, стук, звяканье клапанов и т. д. Это самый важный параметр, который характеризует так называемую детонационную стойкость топлива. Стойкость эта оценивается с помощью октанового числа. В нашем случае - 92. Детонация - преждевременное сгорание топлива в цилиндрах двигателя. Последствия могут быть самые неприятные - разрушение поршневых колец, клапанов и стенок цилиндров.
КСТАТИ: По мнению специалистов, яркие баночки с зельем, которое якобы повышает октановое число топлива (их продают на всех заправках), - полная ерунда. Если вы случайно залились бензином, у которого октановое число искусственно повысили на заводе с помощью присадок (двигатель вдруг стал работать неровно и плохо тянуть), выхода два: слить топливо или быстро, в течение суток, выездить бак, пока присадки не осели на дно бака и в концентрированном виде не попали в двигатель. КОНЦЕНТРАЦИЯ СМОЛ
Отчего гибнут свечи
Фактические смолы - вещества, которые после сгорания топлива не выбрасываются из двигателя через систему выхлопа, а откладываются на кольцах (знакомое всем автолюбителям "залипание" колец, лакировка и т. д.). По нормативам в топливе должно содержаться не более 5 миллиграммов смол на кубический сантиметр. При переизбытке смол в топливе гибнут свечи, машина обездвиживается, в особо криминальных случаях можно приступать к капитальному ремонту. Результаты такие: из десяти проб только одна соответствовала нормативу. В отдельных случаях содержание смолы было в четыре, в шесть, в восемь раз больше!
КСТАТИ: Специальные жидкости, которые добавляют в бензобак для "очистки от смол", "удаления нагара", "раскоксовки колец", работают только в том случае, если стоят не менее 400 рублей за баночку. "Очистители" за 50 рублей скорее успокаивают нервную систему автовладельцев. До первого капитального ремонта.
ДОЛЯ СЕРЫ
У авто горят глушители, у нас - легкие
При повышенном содержании серы в топливе образуются кислоты, оксиды и диоксиды серы, которые вызывают коррозию в двигателе и в топливной системе. У вас опять прогорел глушитель? Это сера! Благодаря все той же сере в мегаполисах есть такие явления, как смог желтоватого оттенка и кислотные дожди. В двух наших пробах содержание серы превысило норму и в одном случае серьезно зашкалило.
КСТАТИ: В ЕС одно из самых строгих претензий к нашему топливу - повышенное содержание серы. В России, которая тоже хочет в общий европейский дом, за последние годы эти требования тоже ужесточились. Правда, в 2005 году в Европе требования по сере ужесточатся, а мы опять опоздаем.
ДАВЛЕНИЕ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ
"Демисезонных" бензинов не бывает
Этот параметр, который характеризует испаряемость топлива, изменяется в зависимости от сезона. Если вы зальете летом "зимний" бензин, в системе топливоподачи образуются паровые пробки. Как следствие - перебои в работе двигателя, потеря мощности. Если, наоборот, давление насыщенных паров слишком низкое, неминуемо будут проблемы при запуске двигателя.
ПЛОТНОСТЬ
Должна быть не более 780 килограммов на кубометр. В противном случае в бензине содержится избыток тяжелых углеводородов, из-за которых происходит неполное сгорание топлива и образуется нагар.
КОНЦЕНТРАЦИЯ СВИНЦА
Почему свеча краснеет
По словам специалистов, в мире еще не придумали такой жидкости, которая бы лучше чем тетраэтил свинца увеличивала октановое число. Правда, стараниями экологов тетраэтил свинца перестали добавлять в бензины везде, кроме Узбекистана. Эта присадка убивает так называемые "экологические катализаторы дожига топлива", которые стоят на иномарках. А про онкологические заболевания, которые провоцирует свинец, и говорить не приходится. В московских пробах эта гадость не обнаружена.
КСТАТИ: После запрета на применение тетраэтила свинца жулики начали повышать качество топлива с помощью железа и марганца. Сгорая, они забивают электроды свечей золой. Эти добавки можно вычислить по ярко-красному нагару на свечах.